25.10.17 мы оказались на «репетиции на зрителе» спектакля «Ревизор» в театре на Покровке. Репетиция на зрителе – форма сдачи или показа спектакля «для своих». Нам повезло – мы оказались в числе приглашенных, ведь премьера спектакля будет завтра, а мы уже сегодня будем видеть то, что вся Москва узнает официально только завтра. Важно при этом понимать следующее: если в этот момент спектакль окажется так себе, то к официальной премьере что-то поменяют, это с одной стороны, с другой мы четко понимаем, что спектакль поставлен, но еще не сыгран, может быть странноватый темпо-ритм и какие-то технические проколы, что- то поменяют, что-то оставят. Но это в общем не важно, важно, что в постановке этого театра классика звучит современно, костюмы и музыкальное оформление гармонично сочетается, есть интересное образное решение. Россия – стройка, и строят ее рабочие-таджики, узбеки, татары — не важно – но именно вопрос мигрантов поднят в этой постановке, и дает ее современной, очень московской.

Достаточно интересно подобраны исполнители ролей, да и сами образы разработаны подробно. Сатира Гоголя очень актуальна, вопросы государственного устройства и муниципального управления, взяточничества, сложности коммуникации людей – все эти темы подняты и раскрыты авторами постановки.

Образ Хлестакова – вместилище с одной стороны современного хипстера, с другой в том, как построен пластический рисунок роли и как выстроены мизансцены, по тому, как лепится актер мы можем уловить отсылку к портрету В.Э Мейерхольда. Точная актерское существование в принципе характерно для труппы театра на Покровке, и вы можете видеть это не только в этой постановке. В предыдущих работах мы можем наслаждаться работой этой труппы.  Например, в спектакле «Вечно живые».

Но вернемся к «Ревизору» и образному решению – планшет сцены неровный, на планшете лежит слой кирпича, кладка также повторяет себя на заднике, и сквозь нее видны 3 выхода для актеров, один из которых заложен. И это центральный выход, именно из него появится РЕВИЗОР. Прекрасно решены пара Бобчинский-Добчинский, великолепная актерская работа – роль Земляники.  Женские образы разработаны и решены тоже достаточно интересно. Оппозиция мать и дочь, мизансценические рисунки массовых сцен в соревновании по угождению Городничему, возможности и дачи взятки Хлестакову.

Трансформация Городничего построена очень хорошо из обычного маленького серого человечка, он вырастает до маленького тирана, пережившего личную трагедию и бьющегося в ужасе и страхе. Совершенно жесткая сцена-разговор с купцами, которые выглядят как типичные кавказцы, а по характеристике речи напоминают выходцев из средней Азии.

Лейтмотивом постановки проходит решение музыкальной части – хоровые партии включаются под воздействием не очень трезвого «бюргера», который в самый важный момент «вертикализирован» для исполнения Гимна.

В спектакле достаточно интересно решены метафоры – каждая из сцен решена пластически, с учетом зерна роли, выражения его метафорически в пластике и костюме персонажей.

Внимание к деталям делает эту постановку интересной. Мотив рыбы разработан достаточно подробно. «Рыба мечты», символ улова, счастья, подаренного «золотой рыбкой», ожидание чуда читается в каждой сцене. Лейтмотив – появления рыбы – визуализирует эту метафору.

Особым достоинством постановки является разновозрастной состав труппы – на сцене в едином ансамбле сочетаются представители разных возрастов, что позволяет режиссеру постановки грамотно и умело пользоваться этим ресурсом.  Особо хотелось бы отметить аппарт как способ существования актеров – достаточно часто актеры обращаются к зрителям, задают вопросы, подшучивают над ними, заигрывают, используя иногда прием «отстранение от образа»

Темпо-ритм спектакля пока не вымерен, но после премьеры обычно все акценты встанут и будет понятно, какие сцены стоит делать чуть быстрее, а в каких нужно будет действительно затянуть оценки и подержать паузы.

Для студентов режиссерских факультетов этот спектакль будет очень полезен, не только как вариант знакомства с классической драматургией, но и как удачным вариантом сочетания современного режиссерского прочтения классики, актерской игры и музыкально-художественного оформления.

Мы очень благодарны тебе, Лиза Шапошникова, спасибо огромное за уникальную возможность!

Друзья, оставайтесь с нами. Будет интересно!




Related posts: